Таинство Крещения

​Таинство Крещения является одним из 7 Таинств Православной Церкви. Это одно из наиболее древних Таинств, и одно из 3 (помимо Евхаристии и Брака), символизирующих духовное перерождение человека, рождение его в новую жизнь и начинающихся возгласом священника «Благословенно Царство…».

Таинство Крещения

Протоиерей Павел Великанов

…Я ожил, цвету, торжествую
И большего в мире не жажду.
Я истину понял живую:
Вся жизнь из воды происходит. 

Вода все хранит, производит.
Когда б не скоплялся туман,
И туч не рождал океан,
И дождь не струился ручьями, 

И реки, наполнившись, сами
Опять не впадали в моря,
Где были бы горы со льдами,
Долины и все мирозданье? 

Вода, из себя все творя,
Все зиждет, вся жизнь - в океане! 

Эти вдохновенные слова древнегреческого мудреца Фалеса перекликаются с библейским повествованием о творении мира: когда воды первобытной бездны разделяются «твердью» - небом, вода собирается в моря, и по велению Творца появляется суша и жизнь на ней. 

Вода – это жизнь. Это особенно хорошо знают жители жарких стран, где в течение летних сухих месяцев почти не бывает дождей и поэтому всякий источник или колодец – настоящее сокровище. Но вода не только живит и исцеляет: она также очищает, причем не только тело: вода как символ очищения присутствует практически в любой религии.

Однако та же вода может затопить, захлестнуть, унести в мрачную долину смерти: 

«Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души (моей).
Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать;
вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня.
Я изнемог от вопля, засохла гортань моя,
истомились глаза мои от ожидания Бога (моего)». (Пс. 68)


Эта глубокая символика воды – воды как всепоглощающей смерти – и в то же самое время – воды живой, животворящей – лежит в основании одного из семи таинств христианской Церкви – Таинства Крещения. В беседе с Никодимом, одним из учителей еврейского народа, Иисус Христос сказал: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3:5-6).

​Именно в таинстве Крещения человек становится христианином: троекратное погружение в освященные особым чином крещальные воды с призыванием Святой Троицы – Отца, Сына и Святого Духа – не только означает смерть греховного человека, но и соединяет крещаемого со смертью Христовой и Его трехдневным пребыванием в плену смерти. Но не смогли темницы ада удержать Христа – Самого Бога, ставшего человеком. Словно воскресший из гроба Христос, восстает от купели и юный христианин, получивший оставление прежних грехов и начало новой жизни в Боге через соединение со смертью и воскресением Христовыми. Крещение погружением – это весьма реальное погружение со Христом в Его смерть, а также и сошествие во ад: «Погружение в воду и последующий выход из нее символизируют сошествие во ад и исход оттуда» - так говорит учитель Церкви святой Иоанн Златоуст.

Свет Воскресения Христова сияет и на крещаемом, рассеивая прежнюю тьму греховной жизни. 

Так рождается христианин от воды и Духа для жизни вечной – поэтому Церковь именует Таинство Крещения «банею пакибытия» - будущей жизни, свободной от греховного бремени предков и очищенной от личной скверны. Просветившись Божественным светом, крещаемый таинственно присоединяется к Церкви - душам, которые вместе со Христом вышли из ада к жизни вечной: поэтому крещенный облекается в белые одежды, которые символизируют чистоту и незапятнанность его души после совершенного Таинства.

​Духовное рождение в Таинстве Крещения открывает для человека двери к другим Таинствам Церкви, которыми он укрепляется для доброй жизни. Сохранилось множество исторических свидетельств, как в древности на новокрещаемых через руки апостолов явным образом сходил Святой Дух – и исполненные Божественной силой люди начинали говорить на незнакомых языках, пророчествовать, исцелять и творить многие чудеса. Эта благодать перешла к епископам, которые преподавали Святой Дух возложением рук на крещаемых или через помазание лба, очей, уст, ноздрей, ушей, груди, рук и ног особым благовонным веществом – святым миром с произнесением слов: «Печать дара Духа Святого». Поэтому это таинство, в котором подается сила Божия к ведению новой, праведной жизни, называется миропомазанием и традиционно совершается сразу после крещения.

Славны и велики были чудеса апостолов – но не менее замечательны и те порой незаметные победы, которые начинает одерживать христианин над гневом, похотью, завистью и иными страстями. «Истребить в собственной плоти нечистое вожделение, - говорит святой Иоанн Кассиан Римлянин, - это есть большее чудо, нежели изгнать злых духов из чужых тел; силою терпения укротить мятежные движения гнева, это есть славнейшее знамение, нежели повелевать князьями, владычествующими в воздухе; избавить собственное сердце от мучительных недугов уныния, это гораздо важнее, чем исцелить телесные немощи и болезни другого». 


Но эта сила, незримо пребывающая в каждом крещенном и миропомазанном, так и останется невостребованной, если человек не будет противостоять соблазну греха и вернется к прежней жизни, жизни греховной и чуждой Богу. О таких апостол сказал: «Они говорят, что знают Бога, делами же отрекаются от него, будучи гнусны, и непокорны, и неспособны ни к какому доброму делу» (Тит.1:16). Поэтому Таинство Крещения – лишь первая ступень в духовном восхождении человека к совершенству: о других ступенях – в других главах.

​Гете. Фауст. (Фалес)

Крещенье - таинство души,
не каждому дано от Бога,
его не купишь за гроши
В церквах и храмах каких много
Крещенному - во все пути
Нести свой крест-
нелегкий дар,
И пронести и донести
души пылающий пожар...


Денис Баженов


Крещение – первое Таинство, которым Церковь встречает приходящих к Богу людей . Вступление в Церковь, спасение своей души и приобщение к Жизни Вечной возможно через Таинства, «пропуском» для участия в которых является первое Таинство в духовной жизни человека – Крещение. Крещение принимают не для того, чтобы не болеть, чтобы иметь жизненный успех, избавиться от неприятностей,
но для того, чтобы иметь Жизнь Вечную в Боге.

Крещение до Христа

Крещение, по-гречески «баптисма», означает – «погружение в воду». Сам по себе обычай водных погружений очень древний – гораздо древнее христианского крещения.
Еще в Ветохозаветной Церкви существовала практика водных погружений, хотя в ней они имели совсем иной, чем в Новом Завете, смысл. По ветхозаветному установлению любой иудей после всякого случившегося с ним осквернения должен был совершить особое водное омовение – «микву». Кроме того, когда язычники , уверовавшие в истинного Бога, хотели присоединиться к ветхозаветной Церкви, над ними не было принято совершать обрезание ; для них существовал иной, особый способ присоединения к Церкви. Ветхозаветная Церковь исповедовала национальную исключительность, богоизбранность евреев, и потому в полноте не дозволяла присоединиться к себе никому, кроме сынов богоизбранного народа. Для уверовавших же из язычников как раз и существовали водные погружения, которые являлись для них путем вхождения в Церковь . Такие люди назывались «прозелитами врат», или еще – «боящимися Бога».

Крещение Иоанново и крещение Христово


Совершенно новое развитие и наполнение Крещению в Новом Завете дал святой пророк Иоанн Предтеча. Святой Иоанн Предтеча также крестил евреев в водах Иордана, крещение Иоанново и Крещение христианское – это два разных крещения. Крещение Иоанново было крещением покаяния, хотя при этом оно не освобождало человека от источника всех грехов – греха первородного. Крещение же христианское дает прощение всех грехов, обновляет человека.

Крещение Иоанново было приготовительным для каждого принимавшего его человека к личной встрече со Христом, к принятию чаемого евреями Мессии. Во время Иоаннова крещения человек, заходя в воду, исповедовал свои грехи, именно поэтому оно и называется «крещение покаяния». Единственный, кто вошел в воду и не задержался в ней, был безгрешный Богочеловек Иисус Христос. Иоанн призывал принимавших его крещение сделаться чистыми, потому что среди них уже находился, стоял Тот, Кто пришел их искупить и с Кем им предстояло встретиться. Итак, через крещение Иоанново человек должен был подготовиться к встрече со Христом, Который еще только пришел в мир, вступив в бой с сатаной и грехом. Крещение же христианское есть Крещение Духом Святым; оно дает абсолютно новые дары, являющиеся следствием уже одержанной Христом победы над диаволом, воскресение со Христом, новую жизнь, новое духовное рождение. Таким же крещением, как Иоанново, было и крещение апостолов, совершаемое ими еще до Воскресения Христа.

Только после Пятидесятницы новое, христианское Крещение являет себя в Церкви Новозаветной. В книге Деяний Апостольских приводятся слова Господа, Который Сам об этом говорит: «Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым» (Деян. 1, 5).

Установление Крещения


Об установлении Крещения известно из Евангелия от Матфея: «…дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (28, 18—20).


О новозаветном понимании духовного смысла Крещения сказано в 3 главе Евангелия от Иоанна: «...истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие » (3, 5).


Богословское значение Таинства христианского Крещения всегда понималось Церковью одинаково: как Крещение во Имя Пресвятой Троицы и Крещение во образ смерти и Воскресения Христа, совершающееся ради освобождения от первородного греха и для прощения личных грехов.

Крещение – это не просто моральная перемена, которая происходит с человеком. Кроме того, Крещение становится новым рождением водою и Святым Духом для Царства Божьего. Человек, находившийся прежде вне Бога и потому фактически не обладавший подлинным – духовным – бытием (ведь вне Бога не может быть никакой настоящей жизни), хотя и живший как плоть, но на самом деле пребывавший духовно «не сущим», истинно рождается, духовно созидается в крещальной купели.


Для принятия Крещения всякому принимающему это Таинство человеку необходимы два важнейших качества, чувства, состояния души: вера и покаяние.


Крещение в церковном понимании отнюдь не есть частная треба, как зачастую это воспринимается сегодня. В древней Церкви крестили в самые торжественные дни года, в самые значимые христианские праздники : Крещение и само по себе было тогда для верующих людей их важнейшим и всеобщим церковным праздником . Новокрещеные люди, облаченные в белые одежды, торжественно шли в главный собор, где впервые приступали к Евхаристической чаше; при этом вся община молилась и ждала, когда они придут из крестильного храма.

Проблема Крещения младенцев


Одна из древних православных традиций обычай крестить людей в младенческом возрасте. Благодаря Крещению человек вступает в абсолютно иные, чем прежде, глубокие и личные отношения с Богом – отношения верности, послушания и любви. Все это, безусловно, требует от человека его свободного усилия. Бог никогда не спасает человека без свободного изволения самого человека. При этом человек имеет право даже на страшный и ответственный выбор: жить ему с Богом или вне Бога.

Но не является ли Крещение младенцев , еще не способных к осмысленным поступкам, к свободному выбору, к логическим решениям, нарушением свободы выбора, дарованной человеку Самим Творцом?

Маленький человек вступает в союз со Христом, вступает в Церковь , и при этом, с точки зрения протестантов, получается, что родители, крестные ему все это насильно навязывают помимо его воли – ведь он еще совсем неразумен. Протестанты возмущаются таким подходом; они считают, что Крещение должно быть осознанным.
Православный взгляд отличается от баптистского прежде всего тем, что, младенцев можно крестить и по вере родителей. В Новом Завете есть упоминания о Крещении целых домов: дома сотника Корнилия, дома темничного стража. Все эти Крещения совершались по воле главы дома. Дом – это семья, и, скорее всего, там могли быть и маленькие дети.
Также можно сказать и о том, что в Ветхом Завете прообразом Крещения служило обрезание , которое как раз и совершалось над младенцами.

Строго говоря, возражения протестантов против Крещения младенцев сводятся к двум утверждениям: Бог спасает человека только по свободной воле и устремлению самого человека, а младенец не может принять самостоятельного решения; человек может приобщиться к Божественной благодати лишь сделав осознанный, разумный выбор жизни во Христе, а младенец еще мал и потому лишен разума.

Протестанты не допускают мысли о том, что Бог может простить грехи человека по молитве его братьев во Христе, спасти его по вере других: исцелить – да, оказать благодатную поддержку – да, но – не спасти, не простить ему грехи. Здесь вопрос, строго говоря, заключается даже не в том, можно ли крестить младенцев. Он формулируется протестантами гораздо шире: а могут ли вообще грехи одного человека проститься по вере другого? И если действительно могут проститься, как утверждают православные, то это и будет означать, что совершаемое по вере родителей Крещение младенцев может быть допущено в Церкви, и что в этом Крещении младенец, так же, как и любой другой взрослый человек, освобождается от первородного греха.

Эпизод с исцелением расслабленного, которого близкие ему люди, разобрав кровлю дома, где в то время находился Спаситель, спустили к Господу на веревках, вот Христос, видя их веру, не только исцеляет расслабленного от его физического недуга, но и прощает ему совершенные им в прошлом грехи, ясно нам показывает, что именно по вере других людей, а не только по вере одного расслабленного, Господь простил ему грехи. Значит, Господь может освободить от грехов по вере близких не только этого евангельского расслабленного, но и многих других людей, в том числе – очистить от первородного греха по вере родителей и крещаемых  младенцев.
​Какое же светлое утро, 
И море в серебряных бликах,
Высокое синее небо, 
Увидим ли ангелов лики?

Я слышу, как сердце бьется, 
Ставшее сразу огромным,
А вдруг это голубь вьется, 
Ниспосланный свыше Богом?!

И море качается тихо,
Покрыв наши прошлые жизни,
А в белых одеждах люди 
Мечтают о вечной Отчизне.

И в небо возносят молитвы, 
Раскаянья слезы и радость,
А люди слагают гимны,
Любят и верят в святость.

Mariya

История и чинопоследование Таинства Крещения


Момент совершения самого Крещения в разные времена и в разных поместных церквах менялся. Сейчас в Русской Церкви, в соответствии со сложившейся традицией, младенцев крестят чаще всего на сороковой день. В старину было не так: тогда крестили на восьмой день, именно отсюда и возник обычай для матери не присутствовать на крестинах своего ребенка, так как мать до сорокового дня, до прочтения над ней очистительных молитв, не имеет права входить в храм. Никаких канонов, которые бы вообще запрещали матери находиться во время Крещения в храме, строго говоря, нет. И если уже настал сороковой день после рождения ребенка, если священник прочитал над ней очистительную молитву, она, безусловно, имеет право присутствовать при Крещении своего младенца.

Далее в Требнике присутствует « молитва во еже сотворити оглашеннаго», а за ней следует и весь чин оглашения.


Оглашение – это чинопоследование, которое непосредственно предшествует Крещению; это отдельное чинопоследование, имеющее своей целью приготовить человека к Крещению: освободить его от власти сатаны и принять его в достояние Церкви, в достояние Христово.


Для принимавшего Крещение человека, по существовавшему в древности обычаю, был необходим всего один восприемник (крестный): для мужчины – мужчина, для женщины – женщина (в соответствии с 22-м правилом I Вселенского собора). Таковой восприемник назывался по-гречески «анадехоменос» т.е. «поручитель за должника». Это юридический термин: всякий человек как бы «должник» Бога, и восприемник за него поручается. А вот обычай иметь двух крестных – русская традиция, распространившаяся лишь с XIV века.


Следует помнить, что Таинство Крещения – это единственное Таинство Церкви, которое может совершить не только священник, но и любой мирянин при каких-то крайних житейских обстоятельствах (например, при угрозе смерти находящегося рядом человека, желающего воспринять это Таинство , или над умирающим некрещеным младенцем). Для его совершения мирянину потребуется вода, а также будет необходимо произнести (при троекратном погружении в нее крещаемого, или при троекратном его кроплении) все те же крещальные слова. Затем, если этот умирающий человек все же останется жив, совершенное над ним Таинство Крещения будет необходимо восполнить Таинство Миропомазания, что должен будет осуществить уже священник…


На новокрещеного христианина возлагается крест. Исшедшему из купели человеку вручается свеча, свидетельствующая о возжженном свете веры, который пребывает теперь в его душе, и о славе будущей жизни, к которой он призван.
 

Таинство Крещения или Чудесное Крещение.

Прозрачное небо, такое легкое, переливается дыханием спелого ветра, цветут сады в душах людей от небесного пения ангелов и простых смертных людей, рабов Божьих.
Уносят вдаль воспоминанья о самых светлых минутах в жизни моей, такой сложной, но и подчас простой. Порою такой нежной, семиструнной, многообещающей, сияющей семикрылой радостью и нашептывающей грустью.

Грустью о Благодетеле моем, что дарит мне легкость в душе, полноту счастья. Причем не призрачного счастья, а необъяснимого, парящего, реющего на крыльях теплого ветра. Ветра перемен к добрым переменам, к лучшей доле, к радости истинной духовной и жизни настоящей, жизнью в Боге. Не той жизни, которая пуста, которая томит, гнетет своей невыразимой иссушающей душу пустотой. Жизнь в Боге совсем иная!
Она полна утешений, радости прощения, мира душевного, что превыше всякого мира уму непостижимого, невидимого, но осязаемого сверхтонкой оболочкой души, Что может быть выше радости жизни в Боге, жизни духовной!
Ничто так не делает человека воистину прекрасным и счастливым как вера в Бога! Сама жизнь бессмысленна и абсурдна если нет в ней смысла, смысла бытия, ибо для чего жить если смерть положит предел твоей вечной души!
Но душа вечна, она невестокрылая денница Господа, который держит ее в Своих руках!

И пока Творец наш держит ее так она живет по благости Его, питается соком милости Спасителя. Спаситель наш сердцем своим голубиным прячет усталую душу в тенетах крыл серебристых, светящихся отблеском Зари Новой Грядущей Жизни. Только надо успеть пока не поздно обратится к Милосердному всем существом трепещущего одуванчика, нежного и доверчивого, доверчивого благости Благого Бога. Живи!

Пусть жизнь утвердится на этой порой чуждой сердцу земле! Не лишай себя радости жить, радости радоваться, двигаться и созерцать такую незаметною, но такую проникновенною и греющую любовь Божью!
Что все царства, что тленные блага земные, которые через час опустошают душу! Все суета и тщета! Ничто не сравнится с любовью Бога все освящающей, все покрывающей. Покрывающей все заботы, все горести, все печали, греющей рекою участия, поддержки, неожиданной помощью, исцелениями, чудесами!
А ведь чудеса совершаются Силой Божьей, наитием Святого Духа, таинственно являются волей Праведного в Православии!
Ведь только в Православной вере столько исцелений, столько прозрений, столько чудес, столько выздоровлений от самых страшных болезней! Столько вера Православная спасала душ человеческих, столько жизней спасла, столько выудила от пагубной страсти, стольких вырвала из лап смерти, столько восстановила уже безнадежных, стольких уврачевала!
Неужели нужны еще доказательства, что наша вера истинная, исконная, вековая, пресветлая, оттаивающая душу и заставляющую петь и славить жизнь! Жизнь, данную человеку – петь и славить, а тем воспевать величие, прощающего нас Спасителя, принимающего нас такими, какие мы есть.
Поздравляю вас с праздником Крещения Господня и желаю всем обратится к Искупившему нас жертвой Своею и обновится душой в водах Иордана, в водах крещения!
А кто некрещеный пусть покрестится во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Пусть изменится его жизнь к лучшему, преобразится в водах осветляющих душу и станет душа наша подобной Душе Бога, Крещаемого в Иордане! Аминь.

Тропарь гл 1

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение; Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествовавше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Кондак гл 4
Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя; пришел еси и явился еси Свет неприступный.

Ирина Высоцкая

Вот вы, люди, думаете, что Иоанн Креститель крестил Иисуса Христа в водах Иордана для того, чтобы показать: именно этот обряд и помогает человеку преображаться в Духе. 

Тогда, почему тот же Креститель говорил: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин нести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём» (Матфей, 3, 11)?
Что конкретно имели в виду эти два Человека, сообщая нам о Крещении? Если только об обряде, то стоило ли сохранять и передавать эту, прямо скажем, «детскую забаву» из поколения в поколение на протяжении тысяч лет? Значит, они имели в виду нечто такое, что действительно необходимо передать Человечеству будущего. Но что?
Тайна Воды – вот куда они звали своих потомков! В её устройство на уровне элементарных частиц и атомов, а по-современному – НАНО. Они знали: придёт час, и данная тайна будет непременно раскрыта. И когда это произойдёт, у Человека появится РЕАЛЬНАЯ возможность рассмотреть своё устройство на уровне НАНОМЕТРИИ – в электронном, или, как ныне говорят, цифровом виде. Ибо только на этом уровне и возможно рассмотреть в деталях биологическое Преображение (мутации) живой клетки, Живого организма. И только тут – истинное Спасение рода Человеческого. Другого метода Спасения не существует. И другого ответа на вопрос, в чём истинный смысл Крещения, чем только на уровне НАНО, тоже не существует. Ведь, чтобы соединить ДВА атома Водорода с ОДНИМ атомом Кислорода, чтобы получить ОДНУ Молекулу Воды, нужна огромная сила, и этой силой является ИОНИЗАЦИЯ. А Источником Ионизации является, конечно же, сам Водород. Он-то, Водород, и превратил себя и Кислород, имеющийся в изобилии на Земле, в Воду. И стала Вода той ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ основой Жизни, без которой она невозможна вообще. Потому что она, как ЖИДКИЙ Кристалл, получила Свыше величайший дар, который не может сравниться ни с одним другим Чудом Природы, – ПАМЯТЬ. Вот почему Спаситель все свои Чудеса творил либо с применением Воды, либо возле её Источников. И первое своё Чудо он совершил тоже с ней, превратив её в Вино. А чтобы ещё раз подчеркнуть её ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ значение в Судьбе Человечества, сообщает, что его мечта – СОЗДАТЬ ЦЕРКОВЬ НА КАМНЕ (Матфей, 16, 18). А Камень – это Кристалл, а Кристалл – хранитель и накопитель Памяти, что подтверждается и доказывается современными изделиями электронной технологии. Ибо ОН ЗНАЛ ВСЁ, – как утверждает Апостол Пётр. Потому что он был от Вышних. Отсюда именно она, Вода, и является тем «КРЕСТОМ», на котором, говоря образно, и «РАСПИНАЕТСЯ» Жизнь, Живая клетка. Отсюда – Крещение Водой. Отсюда: «Я крещу вас в воде в покаяние» – это призыв отказаться от восприятия Крещения как от детской забавы, покаяться в незатейливости обряда. А «Идущий за мною сильнее меня» – это, конечно же, о Водороде – Источнике ионизации, Света, Информации, Электричества, Магнетизма, Гравитации и т.д.
Словом, есть обряд, а есть то, что объясняет глубинную суть обряда – научное его доказательство. И тут – кому что. Мне больше по душе мотив научного познания Крещения, где я вижу не того, кто опускает своё бренное тело в иордань, окунувшись в Воду, а то, ЧТО именно происходит в его организме в данный момент на уровне ИОНИЗАЦИИ. Он чувствует прилив сил, тепло, устремлённое наружу из своего нутра, блаженство своих мышц, мне же важно то, ЧТО там делается на уровне ДНК, Генома, Вирусов, и нельзя ли за всем этим подсмотреть вблизи, распознать в деталях, чтобы потом определить, что к чему. Доживём ли когда до этого? Конечно, всё это будет исполнено и претворено в жизнь. Рано или поздно. А пока этого нет, желаю всем, кто соблюдает обряд Крещения, доброй, светлой, прохладной Иордани. С Праздником, земляне!

Литература:
Н.В.Куклев «Расшифрованный Христос» (Беседы о «научном» Боге), Москва, «Спутник+», 2015. ISBN 978-5-9973-3477-2

Николай Куклев

Крещение по вере

Дневники Есфири


Мк. 1:4. Явился Иоанн, крестя в
пустыне и проповедуя крещение
покаяния для прощения грехов.
Еф. 4:5. один Господь, одна вера,
одно крещение.
В тридцать лет уверовала во Христа, прочтя Евангелие для детей Льва Толстого, и засвидетельствовала о вере, приняв святое водное крещение в православной церкви. Этому крещению препятствовали атаки демонов, которые донимали ночными страхами, утверждая, что мне нет прощения. Они знали, что Он уже простил меня. И как только вышла из воды, они отхлынули, словно погруженные в пучину великой бездны. И стояла в белоснежной одежде на другом берегу, воздавая славу Богу. Это был белый виссон – праведность святых, одежда, омытая кровью Христа. И взирала на Господа славы, омывшего и искупившего нас. Думаю, что видением Бог удостоил в тот момент не случайно. Была так благодарна Ему. Произошло самое важное событие в моей жизни: Бог стал мне Отцом, подарил мне рождение свыше и духовную семью. Изучение Библии происходило в школе Олимпийской деревни. Маленькое совпадение, приехала в Москву также на строительство Олимпиады, которая должна была проводиться в Олимпийской деревне. Первыми пасторами моими стали Александр Викторович Каракуц и Павел Сергеевич Никора. Бог поставил меня у основания церкви в Олимпийской деревне и даровал дар молитвы и хвалу уст. Церковь была дана и указана Богом в ночном видении за пару лет до ее создания. Находилась она в другом районе. Но разве преграда - расстояние для возлюбленных? Шесть лет пролетели как чудный сон. К тому времени дар, данный Богом, произвел плод, вышли сборники стихов, посвященных Господу: «Вечеря Господня» и «Любовь земная и небесная». Сборники были розданы прихожанам, каждый внес посильный вклад пожертвованием. Это было действительно счастье. Моя жизнь наполнилась новым смыслом и полностью обновилась. Апостол Павел написал:
Рим. 6:3. Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? 4. Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.

Счастье спасенной души


Ты наполнилась тихим восторгом,
Пусть душа от восторга болит!
И душа твоя грех свой исторгла
С кротким шепотом Божьих молитв.


Воскрешенная верой нетленной
И с Христовой молитвой в груди
Ты увидела мир беспредельный,
И Отец сказал тихо: "Входи!"


И, ладони к Нему простирая,
К небесам устремилась: "Равви!"
О, Господь, как меня изумляешь,
Я Твоей недостойна любви!


Это счастье восторга - за что мне?
Эта вера - за что мне дана?
И ответил: "Чтоб Сына ты помнила,
И, как Он, чтоб любила сама!"


Дневники Есфири

Крещение

Наталья Прозорова

Было это в советское время, когда в стране царствовал атеизм и все церкви были на учете у государства. В сельских старинных церквях размещались клубы, зернохранилища, а в городских устраивали рестораны. Ходить в церковь и креститься было вредно. Общество считало это уделом душевно больных людей.

И вот, в советское время, время моей юности, отправили меня на практику в глухую таежную деревню. Тогда существовала практика, каждый студент должен был отрабатывать свои знания и умения на каком нибудь предприятие соответствующего профиля. А так как училась я в колледже, тогда училище искусств и культуры, то и отправили меня с подругой в сельский клуб организовывать отдых местного населения. Правда, на один месяц.

Я не помню названия села и смутно уже помню как мы, две юных девушки развлекали сельчан, но в данной местности произошло знаковое для меня событие, которое я долгое время считала веселым приключением.

Собрались мы с подругой, две комсомолки, ехать в центральное село к руководителю района, что-то выпрашивать для нужд местного клуба. Дорога не близкая, кругом тайга, от одного поселения до другого пешком не дойти. Села разбросаны друг от друга на расстоянии фактически 100 километров. Месяц январь, мороз 30 градусов. Встали в 6 утра. В день ходят два рейсовых автобуса, один утром, второй вечером. Ехать часа 3 не меньше, по таежной дороге.

Сели мы в автобус, сонные но решительные. Местный клуб по швам трещит, народ пьет, никакая серьезная работа с местным населением не проводится, никаких политинформаций и кружков выходного дня. Кошмар, надо срочно решать основные проблемы работы с местным населением. И вот едем мы в своей решительности по таежной дороге, по которой и транспорт то не ходит. Кто в эту глушь поедет... И вдруг... я вижу, как над гигантскими, таежными соснами поднимаются золотистые купола церкви.

Автобус останавливается высаживая людей. Я не могу понять почему, но беру свою подругу за руку и выпрыгиваю из автобуса. Она не сопротивляясь идет за мной, не спорит, не пытается удержать меня. Покорно идет за мной в сторону церкви. Мне весело. «Уедем как нибудь», проносится в голове мысль. Я бегу в эту церковь, чувства радости, озорства и бунтарства переполняют меня. Я очень хорошо помню это состояние. Мне радостно. Я опережаю бабулек идущих со мной в одном направлении, стремительно открываю дверь храма и замираю на пороге.

В церкви полно людей. Это пожилые люди, ни одного молодого лица, их много, вся церковь заполнена пожилыми людьми. Я в растерянности останавливаюсь у дверей, лица людей устремлены на нас. Они начинают подходить к нам. Окружили нас двоих, лица серьезные. «Будешь креститься?», спрашивают меня. «Да». У меня даже сомнения нет, мне весело, я смеюсь. «А ты», обращаются они к подруге. «Я мусульманка и веры менять не буду». «Тогда смотри», спокойно соглашаются бабульки.


Меня уводят в какую-то комнату, просят раздеться догола. Распускают косу, а коса у меня тогда была до пояса. Укутывают мое тело белой простыней, в руки дают свечку и всю эту лохматую, босую красоту выводят в холодный храм, который битком набит стариками и старухами. Представление начинается. Я смеюсь, для меня это любопытное приключение. Из толпы выходят две женщины. Одной лет 50 она моложе всех, второй лет 70. Я очень хорошо помню их лица. Они и сейчас стоят у меня перед глазами. «Мы будем твоими крестными». Да без проблем, соглашаюсь я. Все серьезные, не одного смеющегося лица. По моему я одна веселюсь в данном спектакле. Священник косо смотрит на меня. Начинается обряд крещения. Я стою в центре храма, тело прикрывает белая простынка, которая постоянно сползает, я постоянно поправляю ее. Я выше всех этих людей на целую голову, они окружили меня и тоже совершают свои обряды. Да я даже крестится не умею. Как пальцы-то надо делать? А...

Меня куда-то ведут, заставляют говорить слова молитв, я эти слова первый раз слышу. Подводят к чаше с водой, снимают простыню показывая стриптиз в священном храме, поливают водой, мажут маслом, отстригают прядь волос. У меня даже обычного сопротивления нет, я позволяю делать с собой все, что эта толпа пожелает. Мне весело. Я в трансе.

Обряд закончился. Ко мне подходят две мои крестные. Одна протягивает мне полотенце. «Это тебе подарок». Вторая просит 10 рублей. «Дай мне 10 рублей я за тебя молится буду». У меня есть эти 10 рублей я отдаю их ей. А сумма то немалая по тем временам. Особенно для студента.

К руководителю района в этот день мы так и не попали. Я даже не помню как мы добрались обратно. Кто вообще нас подвез. Тайга, любой транспорт редкость.

Я не помню, какой это был день в январе. И позднее, проезжая этой дорогой я не могла разглядеть куполов этой церкви, их скрывали гигантские сосны.


Наталья Прозорова

В Крещение

Инокиня София

- Зина, вставай, уже 4 утра! – говорит мама бабушке.
Зинаида протирает глаза, втягивает глубоко воздух, насыщенный запахами антимоли и старых вещей, свешивает бледные крепкие ноги с кровати. Я переворачиваюсь на раскладушке, покрытой старым бабушкиным пледом, и снова окунаюсь в сон. Снится опротивевшая школа, снится, что весь мой шестой «А» снова хочет меня побить. Озверевшие одноклассники гонятся за мной, и почти настигают, а я бегу, бегу, и убежала. Бабушка встаёт, ставит на старую газовую плиту эмалированный чайник, проверяет, не заплесневела ли заварка, жарит яичницу на использованном много раз масле. Масло шкварчит, яичница пузырится. Огонь обнимает сковородку, как геенское пламя – котёл. Мама моется в совмещённой ванной, тщательно, хоть и засыпает на ходу.
- И зачем я всё это затеяла, -думает она. - Нет, надо! Обязательно надо!
Мама мажет кремом своё красивое, с лёгкими признаками старения, лицо, прищурено смотрит в зеркало, и ропотливо вздыхает.
- И не надо было вовсе! – говорит она с досадой своему отражению.
- Ну, раз решили, так решили, - думает бабушка Зина.
А у меня на душе такой восторг!
Открываю неподатливую дверь подъезда. По лицу хлестанул снег, как хвост белой лисы. За мной выходят мама и бабушка, закрывая лица варежками от снежных ветряных струй. Чернота. Звёзд нету. Один снег. Мороз. Сильный ветер захлёстывает, проникает под одежду. Снег закручивается в вихряные столбы.
- Это – свадьба нечести, - говорит мама.
- Оль, прекрати, Людку сейчас напугаешь, - возмущается Зина.
- Пол города прошли, и ни одного храма. Давайте, вернёмся домой, - говорит Ольга.
- Нет, я вспомнила, там, за Волгой, точно есть храм, - обнадёжила бабушка.
Теперь мы шли по тёмной улице. Фонари были погашены. Только белый, как молоко, снег, и чёрная, как ад, ночь.
- Смотрите, вот, впереди храм, - воскликнула бабушка.
Мы радостно побежали…
- Ни одно окошко не горит, - грустно сказала я, подняла голову и посмотрела на маму.
Мы обошли вокруг храма. Величественный, белый, как корабль. Все двери были неприступно заперты.
- Значит, мы зря пришли, - сказала мама огорчённо и нетерпеливо.
- Ну что ж, на нет и суда нет, - ответила бабушка и тяжело вздохнула, - пойдёмте домой, может, как- нибудь летом…
- Подождите,- сказала я сквозь слёзы, - я ещё постучу.
Не дожидаясь отказа, я бросилась к храму и стала отчаянно колотить во все двери. В храме была тишина. Вдруг я заметила маленький деревянный сарайчик рядом, а в нём светилось крохотное окно. Я постучала по стёклышку. На стук вышел молодой священник.
- Что тебе надо, девочка? Служба через два часа, - сказал он. Брови его удивлённо поднялись.
- Батюшка, а вы не можете покрестить нас с мамой и бабушкой?
- Ну, хорошо, приходите в следующую субботу.
Я умоляюще посмотрела на него.
- Нет, не в субботу, а сейчас. Они больше не придут…
Батюшка почесал свои светлые волосы и сказал:
- Подожди.
Затем он снова зашёл в сарайчик. Его не было минут десять. Я впервые в жизни стала молиться. Тут батюшка вышел. Он был одет в адидасовскую куртку поверх рясы, а в руках нёс большую связку ключей. Я поняла, что нас сейчас покрестят…
В храме было темно. Батюшка прошёл в неосвещённый лампадами угол, с молитвой: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешного» поднял и понёс тяжеленную купель. Я посмотрела на его длинные светлые волосы и на руки. Левую ладонь обнимали небольшие чётки.
- Зачем он их носит? – подумала я, - он что, всё время молится?
Отец Александр подготовил всё к Крещению и спросил:
- Исповедоваться будете?
- Нет, - хором ответили мы.
- Ну ладно, только после Крещения – Причаститесь, - сказал молодой священник, искоса глядя на нас.
- А что, сегодня праздник? – спросила мама, волнуясь.
- Да, Крещение Господне, - ответил батюшка удивлённо.
Пока нас Крестили, очень хотелось спать, голова была мутная. Но что-то тайное, светлое, новое наполняло меня. И вот, мы отрицаемся от сатаны. Вот, мы идём вокруг купели со свечами в руках, и такое чувство, будто меня венчают с Господом. Вот, нам надели на шею крестики.
- Ну всё, теперь я – крещёная! - радостно подумала я.

 Инокиня София

Крещение

Кора Журавлёва


ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ЭВАКУАЦИИ. УКРАИНА

Весна 1944 года. Мы с мамой вернулись в Украину, в город папиного детства и юности – Днепропетровск. Оставалось два или три месяца до окончания моего первого учебного года, когда меня снова записали в школу в третий раз в первый класс. Жить мы стали у моих бабушки и дедушки, папиных родителей. Здесь была совсем другая атмосфера в семье. Это были добрые, хлебосольные и весёлые люди. В этой же квартире с бабушкой проживала и моя тётя, жена папиного младшего брата с дочерью Ларисой, а значит и моей кузиной. Мы были с ней почти ровесники. Я была рада, что у меня есть сестричка, пусть даже двоюродная.

Я опять-таки не очень хорошо помню, чтобы мама принимала особое участие в моём воспитании. По времени я больше находилась у бабушки. Рядом со школой была трамвайная остановка. Я садилась на трамвай, и ехала к бабушке домой. Трамвай подвозил меня почти к самому её дому.

Бабушка была очень набожным человеком. Именно от неё я услышала впервые о Боге и о церкви. Она всегда брала меня с собой в церковь, когда я бывала у неё дома. Я знала, что мама отвергала полностью религию, даже не хотела слушать разговоры на эту тему.
Думаю, что это было какое-то протестное чувство, ещё с детства, против отца своего, человека очень жёсткого и не ласкового со своей дочерью. Я не знаю, были ли верующими отец или мачеха мамы, но я помню, что у деда дома в Армавире был угол, где висела икона и стояла лампадка. После смерти деда и бабушки, папа привёз из Армавира очень старинную часть триптиха из бронзового литья и такой же крест.

Я любила ходить с бабушкой в церковь. Не знаю почему, но церковная атмосфера навевала на меня какое-то спокойствие, умиротворение и я ничего не боялась. Может быть потому, что там тихо говорили, пахло воском, цветами, а ещё потому, что там было весело на праздники, особенно на пасху и яблочный спас. Надеюсь, ничего не перепутала!

Девчонкой я росла весёлой, радостно-открытой ко всему, что познавала вновь, рассказывая обо всём маме, однако про церковь я ничего ей не говорила. Не знаю почему, уже не помню, может быть, потому что чувствовала, что маме это неприятно. Однако помню ещё один случай. Случилось это, когда я шла от бабушки. Проходила я мимо церкви и решила зайти туда впервые одна без бабушки.

Было немного страшно, но я зашла. В церкви шла какая-то служба, я тихонько стояла в сторонке. Неожиданно поп подошёл ко мне, накрыл меня сутаной, положил руку на мою голову поверх сутаны, и что-то напевно, тихо говорил. Конечно, я ничего не понимала и даже не слушала, потому что мне стало темно под сутаной и беспокойно. Вскоре поп отпустил меня со словами "иди, дитя моё" и я ушла, я даже побежала.
Я бежала не от страха, а от целой гаммы нахлынувших смешанных чувств. Мне надо было с кем-то поделиться, рассказать о своих ощущениях, а не было с кем. Бабушки рядом не было!

Домой я уже запаздывала и мама, наверное, волновалась за меня. Когда я вбежала в дом, запыхавшаяся, с расширенными и влажными глазами от противоречивых чувств, мама была уже "на взводе".
-"Где тебя носило, ты забыла, когда надо приходить домой? Отвечай, где ты была?" - кричала она на меня.
Испуганная приёмом, в головке билась мысль, что сказать? Про церковь сказать - обидится, соврать - страшно, накажут за враньё. Вот и, получается, думаешь одно, а говоришь правду. И я выпалила с отчаянием жертвенника, и зажмурив глаза, - "в церкви!"
К счастью, мама была настолько возбуждена, что слово "церковь" приняла за слово "цирк".
- "Какой ещё цирк, где ты его нашла?"
Разгневанной маме мой ответ, вероятно, не был столь важен, коль скоро она увидела меня живой и здоровой. Мама наказала меня, поставив на колени в угол на один час. Я обрадовалась, что не обманула, но и правду мама не поняла. Меня часто мама ставила на колени в угол, да иногда ещё и на горох. В этот раз она забыла о горохе, хотя я согласна была на этот раз стоять и на горохе от радости, что мама меня не так поняла. Цирк был куда лучше церкви!

Крещение

Бабушка знала, что я не крещённая, и ещё бабушка знала, что мама крестить меня не собирается. Мама жаловалась бабушке на меня, говорила, что я очень своевольная и непослушная. Тогда бабушка предложила всё-таки окрестить меня, полагая, что я изменюсь в лучшую сторону. "Делайте, что хотите!" - ответила мама, то ли соглашаясь, то ли нет.

Бабушка повела в церковь крестить не только меня, но и вторую жену брата отца, а также его первого сына. Тётя была беременна на седьмом месяце, кузену было пятнадцать лет, а мне десять. Бабушка объяснила нам, что крещение это большой праздник. По этому случаю я надела свою парадную пионерскую форму и очень обиделась, когда священник снял с меня пионерский галстук, ничего не объясняя.

Всё было очень интересно. Первой вокруг купели шла моя беременная тётя, потом мой кузен, а за ними я.
Крестили нас в церкви, у которой снарядом был снесён кусок стены, а в просвет залетали голуби, кружили под сводами церкви, над нами и я подумала, что им тоже было интересно посмотреть на нашу церемонию. Затем они опять вылетали в кусочек синего неба в отверстии купола и кружили уже вдали от нас.
Занятая полётами голубей я вдруг почувствовала, что мою голову опускают в купель. Крестили меня в начале мая месяца (кажется десятого числа) и поскольку моего имени в православном календаре нет, меня нарекли именем Кира, соответственно дате православного календаря. Моя мама была в отъезде в командировке, а мы, всей нашей семьёй, кроме мамы, отпраздновали этот воистину знаменательный и замечательный день.

Кора Журавлёва

19 января - Святое Богоявление. Крещение Господне

Галина Николаевна Николаева
Дорогой читатель, поздравляю вас с Великим Праздником -
КРЕЩЕНИЕМ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА!

Празднуя святое Богоявление, перенесемся мысленно в Вифавару, на место, где происходило это событие. На берегу святого Иоанна в одежде из верблюжьего волоса, с поясом кожаным на чреслах своих (Мк.1:6) окружает бесчисленное множество народа из Иерусалима, Иудеи и всей страны Иорданской. Крещение Спасителя только что кончено; и очи всех обращены на восходящего от воды Сына Человеческого. Они больше ничего и не видят. Но вслед за Иоанном, остановимся на том, что не всем видимо, — на небо отверзтое, голубя сходяшаго и глас слышанный: «Ты еси Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих!» (Мк.1:11).
«Установите взор ваш и не отрывайте внимания вашего от сего дивнаго видения! О! кто даст слову нашему силу, чтоб достойно воспеть славу Бога, в трех ипостасех на Иордане явившагося!» - восклицает святитель Феофане Затворник. (см.http://www.proza.ru/2018/01/18/953).

В Евангелие говорится, что Господь послал Ангела Своего пред лицем Спасителя, чтобы приготовить путь Ему. О каком пути идет речь?
На этот вопрос игумен Никон (Воробьев) отвечает в своем слове о Богоявлении:
«О приготовлении сердец человеческих к принятию Спасителя. Чтобы человек мог верою принять пришедшего на землю Творца мира Господа Иисуса Христа, явившегося во плоти, скрывшего Свое Божество в образе человеческом, нужно было исправить сердце человеческое.
Для этого и был послан "величайший из рожденных женами" Иоанн Креститель. Еще по его рождении Ангел возвестил об Иоанне Крестителе, что он от чрева матери исполнится Духа Святого. Дальше мы знаем, поскольку родители его были старыми и скоро после рождения сына умерли, так что он с самого детства находился в пустынях, питался травами и диким медом, весь отдался молитве и прославлению Бога. Господь приготовлял его на великий подвиг - обратить сердца ожесточенных, неверующих, погрязших в суету житейскую, к грядущему Спасителю.
Сердце, исполненное лукавства, лжи, злобы, зависти, вражды, неприязни, мстительности, гнева, тщеславия, гордыни, не может принять Господа, не может уверовать в Него. Слово Божие говорит: "В лукавую душу не войдет Премудрость и не будет обитать, - если и вошла, - в сердце, порабощенном греху".
Слово Божие, святые отцы называют покаяние вторым Крещением.
Через покаяние нужно было израильский народ подготовить к принятию Спасителя. Иоанн Предтеча и проповедовал покаяние: "Покайтесь, идет вслед за мной Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем".
Каким был человек во время Иоанна Крестителя, таким же он является и теперь. Та же его душа, таково же его душевное устроение. Поэтому не красноречие или доказательства могут помочь убедить неверующего в том, что Бог есть. Нет, таковому нужно просто сказать: «Если хочешь узнать, есть ли Бог, потрудись и прежде всего покайся, как говорил Иоанн Предтеча. Покайся, очисти себя от грехов, и тогда твоя душа сделается способной принять Евангелие, уверовать в Бога и Господа Иисуса Христа».

Однако настоящее покаяние невозможно без проверки своей совести учением Евангелия, ибо совесть наша уже настолько огрубела, что почти ничего не чувствует, кроме самых тяжелых грехов и преступлений. Многие угодники Божии утверждали и поныне многие верующие утверждают, что Евангелие не просто книга. Это живое существо, в нем Дух Божий явно пребывает. Как мы, когда говорим что-то, высказываем свои мысли, свое настроение, выражаем самого себя, так и в Евангелии, Господь выразил Себя, Свое учение. Поэтому каждое слово Евангелия есть сила, есть Дух Божий, и оно живо, действенно и вечно.
Вот почему человеку грешному, человеку осуетившемуся, не очистившему себя покаянием, трудно читать Евангелие, ибо Дух Божий не может войти в грязь и нечистоту, в которых человек не раскаивается.

Господь, родившись среди навоза, в вертепе, показал тем самым, что Он может придти в самую грешную душу и очистить ее, если душа эта осознает содеянные мерзости, восплачет пред Господом о своей нечистоте, испросит у Него прощения. Но если человек услаждается своей грязью, не кается, то Господь не приходит к нему, и сам человек оказывается не способным читать Евангелие и Слово Божие.
По мере покаяния и очищения Евангелие становится все дороже и дороже, все больше и больше говорит душе человеческой, все больше и сильнее радует каждое слово Евангелия душу человеческую, потому что Господь, Дух Божий, живет в Евангелии. Он касается души, а душа человеческая нигде не может найти радости, истинной духовной радости, как только в Боге, Который присутствует и говорит в Евангелии.
И если человек не может читать Евангелие, если для него Евангелие совершенно не нужная и не интересная книга, а если с трудом и берет и начинает читать без всякого интереса - это вернейший признак того, что душа человеческая замерла, что она завалена хламом суеты и всякой грязи душевной. Дух Божий не проникает в такую душу, человек остается холодным, мало того, он чувствует тяготу, как всякий грешный человек чувствует тяготу перед святыней. Вот, например, бесноватые, или фанатично неверующие, - они с ненавистью говорят о Боге, о религии, о святыне, потому что диавол противится Духу Божию, возмущается Словом Божиим и не дает им читать Евангелие.

Поэтому, как во время Иоанна Предтечи, чтобы принять пришедшего Спасителя и веровать в Него, нужно было очистить свою душу покаянием - в противном случае человек был неспособен принять Его, что видим на примере книжников и фарисеев, которые оскорбляли, гнали, клеветали и, наконец, распяли Господа, поскольку не приняли проповеди Иоанна Крестителя, хотя и считали его великим пророком, и в грехах своих не покаялись по ожесточению сердец своих, - так и в наше время.
Человек и теперь по своим наклонностям и страстям остался тем же самым, что был и при Спасителе. Но нам легче веровать в Господа, чем было во время Иоанна Предтечи. У нас есть Евангелие, у нас есть двухтысячелетняя история христианства, у нас есть миллионы примеров воздействия благодати Божией на человеков...
Святая Церковь, святые отцы, священники наставляют, напоминают верующим о великом таинстве Крещения, и особенно сегодня, в день празднования Крещения Спасителя нашего Господа Иисуса Христа.
Господь Сам не нуждался в крещении, но повелел Иоанну Предтече крестить Его, чтобы исполнить всякую правду. Тем самым Господь указал нам на необходимость крещения. Всякий, кто уверует и хочет спастись, каждый христианин, должен сам принять таинство Крещения и своих детей крестить.

Что же происходит в таинстве Крещения? В нем наступает смерть ветхого, греховного человека. Поэтому, если человек во взрослом состоянии с верою и покаянием принимает таинство Крещения, то прощаются ему и первородный грех, и его собственные грехи. Человек из купели выходит, как Ангел Божий. Есть множество примеров, когда действие таинства Крещения на окружающих и самого крестившегося было очевидным. Иногда крестившийся блистал как солнце, весь он изменялся даже с внешней стороны, а внутри переживал блаженство как в Царствии Божием. Принявший таинство Крещения возрождается Духом Святым, облекается Самим Господом, ибо Господь входит внутрь его сердца. И сегодня мы слышали: "Елицы во Христа Крестистеся, во Христа облекостеся". Это означает, что Господь входит в их сердца.
Однако, если человек после Крещения будет жить не по-христиански, а по-язычески, оскорбляя Господа всякими грехами и не каясь, в них, если не будет очищать душу свою от грехов, он окажется подобен некрещенному. Вот почему часто слышим со стороны неверующих: "Вот вы - верующие, крещенные, а вы хуже нас". Так и Слово Божие говорит: вами, христианами, хулится имя Божие, ибо вы живете хуже, чем язычники.
Господь дал свободу человеку, и он может идти или к Богу, или к диаволу. Третьего пути нет. Нет среднего состояния. Поэтому мы, христиане, должны идти к Богу, стремиться к Нему, веровать Ему, принимать таинства, исполнять заповеди Божии, а если что не исполнили, то сознавать это и не оправдываться, а оплакивать свои грехи пред Ним, просить прощения, чтобы Он милосердный Господь простил и очистил нашу душу. Кто же сознательно грешит, оправдывается в своих грехах, не кается в них, тот противится Господу, делается врагом Божиим и идет к диаволу.

Без таинства Крещения человек не может войти в Царствие Божие. "Аще, говорит Господь, - кто не родится водою и Духом, не может войти в Царствие Божие". Вот почему враг нашего спасения, диавол, так воюет против таинства Крещения, всячески старается умалить его значение, препятствует его совершению.
Чтобы переплыть море, нужен корабль, - вплавь море не переплывешь. Чтобы переплыть море житейское и достигнуть Царствия Божия, нужно войти в церковный корабль, войти в Церковь, ибо только на корабле церковном можно переплыть бурное житейское море и достигнуть Царствия Божия. Войти же в Церковь можно только через таинство Крещения.
И если человек, став членом Церкви, продолжает по немощи впадать в грех, но все же стремится к Господу, кается, то хотя своими грехами он и отпадает от Церкви, однако при искреннем раскаянии очищается и вновь соединяется с Церковью. Так при исповеди священник читает молитву: "Примири этого грешника и соедини Святой Твоей Церкви", а затем читает разрешительную молитву и разрешает его от грехов.
Всеми средствами Господь старается спасти каждого человека, потому и "радость бывает на небе об одном грешнике кающемся". Всяческая помощь и от Господа, и от угодников Божиих, и от Ангелов приходит тому человеку, который искренне всеми силами старается угодить Господу, исполнить Его Святые заповеди и кается в каждом своем грехе. Пусть не много человек знает о вере, пусть он мало верующий, пусть он сомневается, но пусть он свои сомнения скажет Господу: "Господи, верую, хочу веровать, но помоги моему неверию. Неверие терзает мою душу. Господи, верую, но и сомневаюсь, будь милостив, помоги мне. Господи, даруй и мне принять таинство Крещения и войти в Церковь Христову!"».

«В Своем Крещении, - продолжает архимандрит Таврион (Батозский), - Господь наш Иисус Христос крестил всех нас и вывел нас из греха. Он крестился, чтобы для нас освятить воду, освятить естество для того, чтобы мы возрождались для новой жизни.
Смысл Крещения состоит в том, что человек, веруя в Бога, приходит, чтобы вступить, в общество верующих, в Церковь Божию. А для этого он должен войти в дверь. Вот эта дверь, вводящая нас в Церковь Божию, в Царство Божье, вводящая нас в те великие блага и достоинства, которые принес нам Сын Божий, и есть Крещение. Поэтому человек крестится.
Когда он крестился, он уже сын Божий по благодати. Человек выходит из купели новый, невинный, святой. Для того, чтобы сохранить и эту крещенскую силу, мы говорим: «Если со Христом крестимся, то со Христом должны быть и распяты. Если со Христом умрем, то со Христом и воскреснем».
В таинстве Крещения мы становимся детьми Божиими по благодати, мы вступаем на это поприще, чтобы реально быть детьми Божиими. Пойдемте за Христом! А куда, Господи? На Голгофу! А зачем? Затем, чтобы вместе со Мною распяться, вместе со Мною умереть.
Почему ребенка или взрослого при крещении погружают в воду? А для того, чтобы вся жизнь его была такой, чтобы он готов был со Христом распинаться и со Христом умирать. Вот тогда это усыновление, Божия святость, которые человек принял при Крещении, будут с ним – когда он сораспинается Христу.
А когда ты распят, скажи, будет ли у тебя суета? Будет ли мелочность в твоей жизни? Будет ли у тебя неверие, если ты со Христом распят на кресте, если ты умираешь со Христом? Какая великая честь, сколько великого достоинства, геройства, красоты! Вот тут-то и сила!


И не обманывайтесь: другого пути к тому, чтобы человек вернул себе достоинство и получил святость, нет – кроме только сораспятия Христу. А вы думали как? Крестились – и все? Вот ведь иногда говорят: «Окрестили, а мы и не помним даже, как крестили». А уж о том, что ты крестился в Крест Христов, в Смерть Христову, ты и вовсе не думаешь, поэтому у тебя и жизнь такая жуткая, страшная, бестолковая, смрадная. Грызет тебя твоя жизнь. И как только ты можешь называть себя христианином?

Крестившись, мы должны жить так, как Господь указывает, а не так, как говорит наш лживый испорченный разум и наше искаженное, полное всяких грехов, сердце, которое подсказывает: живи как знаешь. Господь вводит нас в Царствие Божие, Господь требует, чтобы мы шли тем путем, какой Он указывает. А путь этот - изучение Евангельских заповедей, заповедей Божиих, жизнь по этим заповедям, покаяние, молитва ко Господу, чтобы Он не оставил нас, а имиже весть судьбами: скорбями ли, болезнями ли, благополучием, - но спас нас, не лишил нас Царствия Божия.
Нет другого пути войти в Царствие Божие, как только деланием заповедей. Но так как мы их постоянно нарушаем, то лишь глубоким, искренним, от всего сердца, покаянием можем мы открыть себе двери рая. Каждый из опыта своей жизни знает, когда мы с кем-либо поссоримся: с домашними ли, с детьми или с соседями, то как можем примириться, восстановить добрые отношения, как утишить тяготу сердечную, ту тяготу, которая всегда бывает при всех раздорах?
Это возможно только в том случае, если мы смиримся и скажем от всей души тому человеку: «прости меня, сознаю, что я виновен, грешен». И если мы искренно это говорим, а не языком только, то другой человек почувствует и также искренне простит и таким образом водворится мир между людьми.
Также водворится мир между грешным человеком и Богом, когда человек осознает свои грехи, восплачется пред Господом, станет умолять Его: "Господи, прости меня, будь милостив мне грешному".
Прибегнем же к этому всемогущему средству, которое дал нам Милосердный Господь, сознаем свои грехи, припадем пред Ним, будем плакать и умолять Его: "Боже, милостив будь мне грешному, прости нас и сподоби нас войти в Царствие Твое».

Братья и сестры, сколько же Господь дает нам благодати, благодатных средств! Так почему ты, человек, не хочешь здесь, на земле, восчувствовать в себе эту святость Божию? Почему не хочешь быть сыном Божиим по благодати, не хочешь сделать добро себе и другим? Внимательно посмотри на самого себя, на свои поступки, на пройденный путь. Теперь посмотри на слово Божие, на историю человечества. Что, ты правду в людях нашел? В жизни своей ты правду-то нашел? На что ты уповаешь? Ведь всюду неправда, везде смерть, всюду зло. Ты должен быть сыном Божиим по благодати, быть «светом мира и солью земли» – вот твое предназначение! Тогда ты и будешь святым. Проси Царство Божие, и Господь разве тебя оставит?
Господь никому ничего не навязывает. Божественная красота, благодать, святость, божественность – все это в нашем существе. Но все это – при участии нашей доброй, свободной воли. Ведь мы по образу Божию созданы разумными, свободными, безсмертными. Так вот, человек, пользуйся разумом, свободой и безсмертием.
А ты делаешь все, чтобы это уничтожить. И у людей даже нет такого пера, чтобы описать все жуткости вашей жизни и раскрыть, почему вы так живете. Вот на исповеди мимоходом, частично что-нибудь скажете, чем-то поделитесь, а то, что действительно гниете, гнусность свою – не видите.
«Блюдите убо, братие, како опасно ходите! – предупреждает нас святитель Феофан Затворник. - Не поражают ли иногда обольстительно слух наш обманчивые клики врагов нашего спасения? Суемудрие глашает: «Ко мне идите, у меня свет». Но у него не свет, а только призрак света, и те, кои слушают его, нарицают свет тмою и тму светом.
Мир зовет: «Ко мне идите, я дам вам мир!» Но у него не мир, а призрак мира, и увлеченные им, поздно уже обличив ложь, укорно осуждают его говоря: «Мир! мир! и где есть мир?»
Князь мира обещает простор и жизнь, и силу и довольство. Но у него нет ни силы, ни свободы, ни довольства, а только призрак их – и обольщенные им имя только имеют, что живы, свободны и довольны, а на деле уморенные, томимые лишениями рабы.

Поспешите, братия, стяжать навык к различению всего этого при свете Богоявления и не увлечетесь тем, что именуется только светом, и миром, и силою, а не есть, но паче устремитесь к Тому, Иже есть путь, истина и живот, правда же, и освящение, и избавление.
Церковь Божия как любящая мать, просит, умоляет вас примириться с Богом. Какое назначение Церкви Божией? Апостол Павел пишет: «Нас Бог послал просить, умолять вас, чтобы вы примирились с Богом». Послал Господь апостолов, дал им благодать для того, чтобы людей спасать, убеждать, умолять их: «Дорогие, Отец Небесный просит вас, примиритесь же с Ним».
Почему? Потому что Он знает, что из себя представляет грех, как тяжко человеку жить в грехах, как мучает он человека, как извращает, как тиранит его. Казалось бы, нам, грешникам, самим надо каяться, – а тут наш Отец Небесный просит, умоляет: «Дорогие мои, миленькие мои, примиритесь со Мной». Так вот, нам следует заняться сознательно собою и справедливо посмотреть на себя и на все окружающее нас.
Если так будем поступать, то Господь и нам скажет, как тому разбойнику на кресте, при кончине нашей: «Со Мной будешь в раю». А если не хотите жить правдой, ну, так жутко и живите.
А пробудится правда – в момент все по-новому будет. Ведь разбойник (и ему подобные) своими преступлениями мир сделал тлетворным, но он же удостоился Царства Небесного, да еще и в пример нам всем, всему человечеству, ставится! Вот как люди спасались! Возгревайте в себе эти драгоценные вещи, братья и сестры, правду ищите!»


СЛАВА ТЕБЕ, СЫНЕ БОЖИЙ, ВО ИОРДАНЕ КРЕСТИВЫЙСЯ И ВЕСЬ МИР ПРОСВЕЩЕЙ, СЛАВА ТЕБЕ.


Тропарь, глас 1:
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение, Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, Возлюбленного Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Кондак, глас 4:
Явился еси днесь вселенней,и свет Твой, Господи, знаменася на нас,в разуме поющих Тя:пришел еси, и явился еси, Свет Неприступный.

Величание:
Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию Крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.

Задостойник, глас 2
Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу.
Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице; обаче Благая сущи, веру приими, ибо любовь веси Божественную нашу: Ты бо христиан еси Предстательница, Тя величаем.

СЛАВА, ГОСПОДИ, СВЯТОМУ БОГОЯВЛЕНИЮ ТВОЕМУ.


Составлено по материалам выступлений святителя Феофана Затворника, игумена Никона (Воробьева), архимандрита Тавриона (Батозского):
http://www.pravoslavie.ru/put/50991.htm
http://azbyka.ru/propovedi/na-kreshhenie-gospodne.shtml
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/13n/nikon_v/sermons/14.html

Галина Николаевна Николаева

Огненное крещение. крещение духом

Свет Софии

«Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5).

Будучи на Земле, Христос произнес достаточно таинственные слова:

«Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится! Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение» (Лк.12:49-51).

Если крещение водой – подобно материнской утробе, что дарует Жизнь, соединяет, то огненное крещение – это разделение, это импульс, что возжигает дух и дает человеку личное единение с Богом. Оно раскрывает индивидуальные качества, присущие духу. Так, на апостолах в день Пятидесятницы снизошли огненные языки пламени, почившие на каждом из них отдельно. И потому Огонь, о котором говорит Христос ревностно разделяет живущих на Божьих и небожьих, на зерна и плевелы, на овец и козлов. И он выше всякого кровного родства и любых земных связей. Здесь каждый – один на один перед Богом и у каждого своя личная ответственность.
Крещение Предтечи Господнего было началом новой Эпохи. Понимая всю ответственность этого таинства, никто не мог остаться в стороне от него. Ибо, или человек все оставлял и входил в новую Эпоху, либо, отвергая Крещение, он отвергал и Бога.

«И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым; а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него» (Лк.7:29-30).

Мы с вами ныне стоим перед огненным Крещением, которое есть вхождение уже в Эпоху Святого Духа. И также, как это было две тысячи лет назад – невозможно обойти его – но или полностью переродиться и идти ввысь, или быть низвергнутым во тьму. А огненное Крещение требует от нас не просто оставления грехов, оно требует полного преображения, полного изменения сознания, взятия на себя всей ответственности, огненного служения, самоотверженности и жертвенной любви. И если во времена Христа говорилось, что невозможно служить двум господам, то во времена Духа Святого – любой отход от Истины, любые сомнения, пестование гордыни и своеволие чревато полным крушением, ибо Небо стало настолько близко, что не потерпит никакой тьмы в нас. Огненное крещение может произойти только тогда, когда должные плоды в нас принесло крещение водное. Когда в нашей жизни, во всем нашем существе мир духовный и его ценности минимум на 80 процентов превышают над миром земным и его ценностями. Иначе Огонь Неба не сможет возжечь дрова в нашем очаге души – они еще слишком сырые. Для огненного крещения нужна не просто вера – нужны ее добротные и богатые плоды. Нужны не только устремление к Небу, но выстроенность и необходимое качество земных проявлений. Сосуд должен быть крепким, чтобы выдержать вышний Огонь.

Плоды духа могут взрасти только в испытаниях. Потому что в испытаниях концентрируется воля человека, происходит выбор, движение, прорыв. В огне испытаний плавится каркас нашего земного «я». Ибо он косный и непластичный и выровнять его возможно только благодаря такой огненной переплавке. Потому говорится:

«Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного» (1 Пет.4:12); «...Ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу, – в горниле уничижения» (Сир.2:5).
Ныне все мы, как и сама Земля проходят такую огненную переплавку.
Пройдя огненное Крещение, человек рождается для Неба, рождается как самодостаточная духовная личность.

«Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин.3:6);

«Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин.3:8).

Войдя в новую Эпоху, человек поднимается над ограниченностью этого мира, над всеми его устоями, он может физически пребывать в нем, но основная его жизнь на Небесах. Он может пронзать миры и пространства, видеть и познавать то, чем живет его дух. Это есть будущее Земли и всех ее обитателей. Новая Земля и новое Небо, новый Человек. Плод всех человеческих путей, великая Жатва всего посеянного здесь. Богоподобный Человек, созидающий новые миры.

Свет Софии

Таинство крещения Виталинке посвящаю...


Свечи горели в старой церквушке
Лица икон освещая...
Смирно молитву читали старушки
Господу песнь воспевая...

Сегодня, милое дитя,
Бог даст тебе рождение!
С молитвой в воду заходя,
Получишь ты крещение...

И крестик маленький тебе
Одел священник старый
Носи его всегда, везде
Чтоб не пришел лукавый!

Духовное рождение...
Дорога к свету есть!
Святое озарение:
Ангел хранитель - здесь..

Крестная мама и
Крестный отец
Дали пред Богом
Священный обет:
На истинный путь тебя наставлять!
В церковь водить!
В беде не бросать!

Светлый лучик осветил
Детское лицо...
Это ангел опустил
Белое свое крыло....


Танюшка Поднебесная
В день  крещения

Горит цидония - красою привлекает
И, кажется, ладони обожжёт.
Вот жимолости цвет благоухает,
И жёлтая акация цветёт.

На солнце гроздь глицинии свисает,
Сирени куст сегодня расцветёт,
Бутон души раскрылся, ожидает -
Преображение сейчас произойдёт.